Время неумолимо движется вперед и ничто не стоит на месте. Сталкерский моддинг - не исключение. И за несколько лет многое изменилось, как подход авторов к разработке, так и направление, ибо потребности игроков со временем растут и меняются, собственно как и база знаний и интерес самих модостроителей. Креативный подход к разработке почти полностью уступил техническому и старые модификации резко во многом отличаются от новых. Немаловажным отличием, играющим в пользу старых модификаций, является их уникальность по отношению друг к другу, большие отличия игровой атмосферы, графических элементов, разных мелочей и, в общем, направления. И когда мы играли в первые моды, яркие впечатления от преобразившейся любимой игры, получившей почти что новое дыхание, сложно забыть... и, конечно же, они не повторятся уже, наверное, никогда. В третьем, запоздалом, выпуске цикла Mods-Flashback, мы вспомним некоторые из таких проектов.
Winter Mod
После выхода игры в 2007 году игроки весьма долгое время, как в оригинальной версии, так и в дополнениях созерцали мрачную и гиблую осеннюю Зону. Эта уникальная и завораживающая картина, тем не менее, успела сильно приесться и надоесть многим игрокам, много и подолгу играющих в S.T.A.L.K.E.R. Дополнение Winter Mod от модостроителя Zereset было первым модом, кардинально изменившим внешний облик Зоны и общую игровую атмосферу.
Модификация меняла холодные проливные дожди на снегопады, которые периодически осыпали кроны облетевших деревьев, крыши покосившихся домиков и старые асфальтовые дорожки мягкими белыми хлопьями снега. Серые пустоши, усеянные пожухлыми травами и земля, покрытая мертвой листвой, превращались в белоснежные поблескивающие от лучей тусклого зимнего солнца просторы. Снежные шапки на деревьях, скрип свежего чистого снега под ногами одинокого бродяги, треск костра, у которого греется компания старателей, переодетых в зимнюю одежду.
Аномалии не исчезли, они притаились в белоснежных светлых сугробах, мутанты чернеют на фоне белых холмов и ищут добычу, группировки ведут тихую войну… Это все та же Зона, и её красота порой может обмануть, скрывая в лесу и в старых двориках опустевшей Припяти коварных врагов. Но, несмотря на все опасности, Чернобыль необычайно красив.
Winter Mod – первый «зимний мод» к игре S.T.A.L.K.E.R. Он практически дает игре новое дыхание и в свое время был достаточно популярен. С дополнением можно вновь пройти игру сначала практически с прежним интересом. После стали выходить в свет и другие проекты подобной тематики. Повлиял ли на это Winter Mod? Скорее да. И некоторое время контент модификации использовался в других проектах сего направления.
ABC Inferno
Самая глобальная в свое время модификация, разработанная модостроителем Speed в 2008 году «ABC Inferno» принесла в игру немало элементов RPG и мрачную атмосферу «хоррора», чего не было доселе ещё ни в одном дополнении. Зарубежная разработка привлекла к себе не малое внимание, а впоследствии собрала вокруг себя множество поклонников. Мод изменял графику и звуковую составляющую игры, а так же сильно расширял игровой процесс во многих направлениях, что вместе немного-немало обновляло игровую атмосферу и делало игру намного более интересной.
Графика в ABC перетерпела ряд глобальных и не очень изменений, среди которых новые текстуры многих НПС, монстров, оружия, новые погодные явления, обновленный интерфейс и различные пост - эффекты.
С началом игры в глаза уже бросались десятки небольших графических изменений, что располагало игрока к модификации. Однако, это лишь приятное дополнение к основному контенту, который изменял геймплей и атмосферу.
Новый атмосферный мир ABC формируется из мелочей, каждая из которых мало чего меняет в игре, но все вместе меняют её кардинально. Первое, что стоит отметить – это хаотические погодные катаклизмы. Первое, потому что, поднявшись из убежища торговца на поверхность, мы сталкиваемся с подобным. Серое небо, ветер и пыль, вспышки и гром – выглядит весьма убедительно. Игрок сразу понимает, что дальше придется нелегко. А дальше будет оригинальный квест – поход на АТП, по причине отсутствия новой сюжетной линии. Но на АТП мы сталкиваемся уже не с семью мародерами, а с уже достаточно крупной бандой, вооруженной на порядок лучше, нежели в оригинальной игре. А по возвращению Меченого с АТП «Локомотив», на лагерь бродяг нападают «Химеры» - ранее удаленные разработчиками из игры монстры, сильные, быстрые и очень опасные хищники. И подобного рода изменений в сложности прохождения будет немало. Опасные мутанты встречаются чаще, а враги стали умнее. Соответствует и усложнившейся обстановке и вооружение сталкеров – уже на кордоне многие обладают помповыми ружьями и зарубежными винтовками. Но легче от этого бродягам не становится по причине возвращения в Зону многих опасных мутантов...
Так же автор добавил в игру некое «Время Ужаса», когда происходит пси-выброс и повсюду внезапно появляются живые мертвецы, которые охотятся за главным героем. Никогда не знаешь, откуда и когда ждать опасности.
В игре появились дорогостоящие артефакты, с помощью которых можно создавать порталы между условными территориями Зоны. Даже воронку с кордона на станцию. Такие игрушки тоже опасны: из воронок иногда появляются монстры, сектанты или бандиты.
Измененный геймплей ABC Inferno определенно сделал игру интереснее. Многие добавленные возможности давали игрокам стимул проходить «Сталкер» долго и с интересом, как в первый раз. К примеру, была добавлена такая вещь, как комплект инструментов для починки оружия и броникостюмов. Стоил набор недешево, а экономика в модификации ужесточена по отношению к игроку. Так же был и другой нюанс – чинить что-либо может сталкер, достигший ранга ветерана или мастера, когда как опытный не всегда починит вещь, а новичок рискует сломать её вовсе. Теперь бесполезные баллы в PDA приобрели смысл, а игроки приобрели не меньший интерес набирать больше баллов. Появились и другие вещи, за которые игрок побегает в поисках хабара и артефактов на продажу. Например, спальный мешок, искусственные артефакты, аномальные болты, метательные ножи и гаусс-пистолет. А стоит все это удовольствие недешево. Благодаря преобразившемуся геймплею у игрока появляется новый интерес к исследованию игрового мира.
Ощущения во время игры в ABC Inferno сложно забыть. Ты идешь под дождем по мрачной радиоактивной пустоши, на небесах то и дело мерцают зловещие вспышки, вдалеке раздаются душераздирающие крики, неподалеку рыщут свирепые монстры. Все, что и в обычном, привычном для нас, «Сталкере», но только ещё больше и сильнее. Если точнее выражаться, то атмосфера «Сталкера» в модификации приобрела больший шарм и контраст, она весьма неплохо подчеркнута. Но тот нюанс, что дополнение является разработкой зарубежного разработчика, все-таки вносит свою лепту в атмосферу игры и отношение к модификации игроков. Некоторые невзлюбили ABC, аргументируя это тем, что «мод превратил постсоветскую суровую Зону и славянскую игру в западный шутер с элементами хоррора». И иногда чувствуется, что в игре присутствуют какие-то лишние элементы. Но, тем не менее, модификация была инновационной, уникальной и очень интересной в плане игрового процесса.
Обреченный город
Модострой развивается и на основе игры S.T.A.L.K.E.R. в свет начинают выходить более масштабные проекты, в которых новая сюжетная линия разворачивается на новых неизведанных территориях. Однако, модификаций, выходящих за рамки сталкерского сеттинга, не было, как и раньше, так и сейчас. Исключением является довольно старый проект «Обреченный Город». Сюжет, воплощенный в компьютерной игре, повествует о коллапсе, случившимся в городе Кисловодске. Несчастный случай в секретной лаборатории приводит к заражению населения и взрыву на урановом заводе. И причем события игры лишь косвенно связаны с Чернобыльской Зоной и «Сталкером».
В город Лермантов военные привозят необычный артефакт из Чернобыля. В лаборатории при урановом заводе ученые начинают его исследование. Однако, ни ученые, ни военные, и предположить не могли, какой опасный предмет попал в их руки. Во время эксперимента с неизвестным сгустком энергии, ситуация в НИИ вышла из под контроля. Излучение артефакта стало поражать разум людей, находящихся в стенах исследовательского центра, превращая их в натуральных зомби… бывшие ученые, стали заражать других людей укусами. Необратимо измененные клетки – паразиты, управляя своими жертвами – носителями, стали бороться за выживание, размножаясь в геометрической прогрессии. В городе началась эпидемия, произошло немало аварий от дорожно-транспортных происшествий до катастрофы на урановом заводе.
Радиоактивную зону, кишащую опасными мутантами, оцепили кордонами, отказавшись от спасательной операции. Военные накрыли город колпаком, чтобы избежать утечки заразы, оставив мирных жителей на произвол судьбы. Оставшиеся в живых люди, вынуждены выживать своими силами. Одним из выживших оказывается главный герой игры, который приехал в город по важным делам, связанным с загадочным артефактом. С одной стороны главный герой – некая крупная шишка, а в сложившейся ситуации – обычный человек, вынужденный выживать в настоящем аду, в который превратился курортный солнечный городок.
Разработчики смоделировали Кисловодск реалистично и довольно интересно. Центр города с почтой, различными фирмами, магазинами и жилыми домами, огромный рынок, кладбище, заводской комплекс, железнодорожный вокзал. У игроков, несомненно, был интерес исследовать новые территории.
Помимо радиации и мутантов, на улицах города в скором времени появляется множество других опасностей. На улицу выходят вооруженные мародеры, поднимают голову, обретшие чувство безнаказанности, банды преступников, в город посылают группы военных, с целью уничтожить все живое и не допустить дальнейшего заражение и мировой катастрофы. А из-за аварии на заводе, где находился артефакт, начинает расти новая аномальная Зона…
Модификация «Обреченный город» кардинально меняет все аспекты игры: территории, сюжетную линию, игровой процесс и общую атмосферу. Даже вступление в начале игры дает понять, что хоть и корнями событий нового сюжета стала Аномальная Зона, тем не менее, с этой точки история её заканчивается и «Обреченный город» - это уже совсем другая история и совершено другой мир. Мало того, авторы и глубокий смысл в свое детище вкладывают абсолютно иной, суть игры поучительна, горька и реалистична, как никогда…
На этом, пожалуй, и поставим точку в третьем рассказе о первых модификациях к любимой игре. Сегодня мы вспомнили три великолепных плода сталкерского модостроения бывалых лет, уникальных и необычных, резко отличных друг от друга. Три мода, от которых у многих из нас осталась масса сильных впечатлений, которые уже не могут повториться. Спасибо за внимание!
Автор: Никита Тарасенко
AP Production, 2014 г.
Комментарии