S.T.A.L.K.E.R.
литературный детектив
Наткнулся случайно на данную статью и решил ей поделиться, к сожалению сам не увлекаюсь литературой S.T.A.L.K.E.R., и тем более не разбираюсь в тонкостях тех или иных книг, поэтому только выкладываю данную статью на обзор, и так читаем ...
Кто читает много художественной литературы, тот знает, что русскоязычная фантастика пребывает в полнейшем упадке. Да - да, ни больше, ни меньше. Это не преувеличение, а реальное положение дел. Я расскажу, почему. Кто-то со мной не согласится, и имеет на то полное право — я всего лишь хочу поделиться мнением. Книжные прилавки сейчас буквально усыпаны разномастными литературными проектами, один на другой похожий. Речь пойдет о самом, наверно, массивном сегменте этой ниши, а именно — о «Сталкере», великом и ужасном.
Давайте сперва вернемся в 2011 год. В мае у издательства АСТ заканчиваются права на выпуск книг серии S.T.A.L.K.E.R. Что делает АСТ, чтобы расстаться с правами красиво для себя? В максимально короткие сроки выбрасывает на рынок — внимание — 34 книги. Такой шаг не мог не отразиться на качестве текстов — среди этого ассортимента были и откровенно жуткие, трэшовые в самом плохом смысле слова романы, которые издать официально в серии S.T.A.L.K.E.R. в здравом уме и трезвой памяти не согласился бы никто. Но АСТ не такие, их бесстыдству и наглости можно только позавидовать. Эти тридцать с гаком книг не просто выбросили на рынок — их напечатали не самыми большими тиражами, по сравнению с предыдущими бестселлерами серии, пустили в продажу только мизерное количество, и раз в месяц отгружали партии нетронутых экземпляров с секретных складов в магазины. Нетрудно догадаться, сколько профита с этой многоходовочки поимели АСТ, да и имеет до сих пор — книги «майского выброса» все еще можно встретить в большинстве книжных магазинов. Короче говоря, этому беспрецедентному случаю в истории межавторских книжных проектов нет аналогов. А если вдруг и будет, то можно понять, с какой стороны его ждать.
Пожалуй, самые ужасные книги «майского выброса» 2011 года. Ни при каких обстоятельствах их не читайте!
Итак, права на книжный S.T.A.L.K.E.R. (с точками, очень важно об этом не забывать) вернулись к GSC Game World, доблестным АСТам оставалось пожинать плоды своей уникальной авантюры. Сам собой возник вопрос — а что таки делать дальше? Договор закончился, GSC занимались планами по перезапуску книжной серии с целью сделать ее правильной и во всем аутентичной игровому сеттингу, первая книга должна была рассказать о предыстории Стрелка (писал ее Алексей Калугин, которого многие сталкерочитатели помнят и любят за «Дом на болоте», «Мечту на поражение» и «Пустые земли»). Решение Сергея Григоровича, гендиректора GSC, сделанное им 9 декабря 2011 года, поставило на этих планах крест. S.T.A.L.K.E.R. 2 заморозили на неизвестный срок, команду разработчиков распустили, развитие всех линеек бренда прекратилось (а кроме книг, это периодический журнал, телесериал, фирменная одежда и прочий мерчендайз). К осени 2012 АСТ таки созрели для нового финта. И да, они смогли удивить всех открытием новой серии… «СТАЛКЕР»! Ага, русскими заглавными буквами и без точек. Находчиво, правда? По другим планам проект мог носить название «Постсталкер» или «Послезонье». АСТ изобретать велосипед не пожелали и вышли из сложившегося положения тупым использованием названия, фонетически идентичного тому, под которым выпускали книги про Зону из S.T.A.L.K.E.R. А вместе с ним под копирование попало почти такое же художественное оформление: черная обложка, арт с виньеткой, те же самые шрифты и, мать его за ногу, вездесущий знак радиации на корешке! Какая оригинальность, подумать только.
Проект открыл роман Дмитрия Силлова «Закон проклятого». Обложка обманывала всех изначально — в книге нет ни Зоны, ни сталкеров, ни мутантов.
«СТАЛКЕР», да не тот. Как это принято у АСТ, читателей ждал сюрприз (для кого-то даже приятный). Это не тот самый S.T.A.L.K.E.R., к которому привыкли фаны. С юридической точки зрения это полностью другая серия, и поначалу в ней писатели рассказывали о судьбах своих героев после Зоны из S.T.A.L.K.E.R. (отсюда и рабочие названия «Постсталкер» и «Послезонье»). Естественно, ни о какой единой привязке и цельном сеттинге не могло быть и речи! Как и в старые добрые времена, авторы проекта развернулись по полной, благо что свободы для отсебятины стало гораздо больше, но всё еще зависело от степени фантазии автора, у кого-то адекватной, а у кого-то не очень. К чему всё это привело? Правильно, к точно такой же каше, которая творилась в период пребывания книжного S.T.A.L.K.E.R. в руках АСТ.
Отдельно можно вспомнить специальное предисловие, которое идет на самой первой странице каждой книги в серии, с благодарностью ныне покойному Борису Натановичу Стругацкому за разрешение использовать слово «Сталкер» как название проекта, бла-бла-бла. Апофеозом этой самой благодарности стало издание… «Пикника на обочине» в «СТАЛКЕРе». Повесть, которая однажды стала почвой для создания игры S.T.A.L.K.E.R., вышла в книжной серии, ставшей как бы заменой литературному проекту по игре. Вот такая рекурсия. Такое могло случится только в России, наверно. Кстати, к Стругацким мы еще вернемся, попозже.
На момент публикации статьи я случайно выяснил, что «Пикник на обочине» переиздали еще разок, но уже для собственной проектной серии. Мда.
И это были еще цветочки. Ягодки не заставили себя долго ждать. Наверное, чтобы пуще прежнего запутать читателей, АСТ догадались ввести для «СТАЛКЕРА» подсерии и обозначать их на лицевой стороне обложки в квадратных скобках. Приходит такой ни о чем не подозревающий покупатель в книжный магазин, добирается до полки «со сталкерами», а там — [Новая Зона], [Зона Посещения], [Радиант Пильмана], [Зона будущего]. Первое, что он скажет или подумает: «Это еще что за $%&#?!». Человек в полной растерянности. Что это за книги, в каком порядке их читать, чем они отличаются? А чёрт их знает, дружок. Купи да сам узнаешь.
Если вы думаете, что АСТ остановились на этом, то хрен там было. В начале 2013 года издательство параллельно открывает еще одну серию с не поверите, каким названием. STALKER (большими английскими буквами, без точек)! С немного иным оформлением, но типично сталкерским. И с той же фишкой по подсериям. [Я — сталкер], [Герои Зоны], [Сталкеры поневоле], [Припять — Москва]… Тьма их! И снова: чем таким радикальным отличаются друг от друга все эти подсерии, простому сталкерочитателю невдомёк. Никто ему этого не объяснит. Чтобы во всем этом разбираться, нужно прочесть все вышедшие книги. Которые — абсолютно верно — придется купить. Ну или если пираты оперативно работают, качать нелегальные копии. Хотя даже нахаляву копаться в этой горе сталкерской литературы вот лично у меня нет никакого желания.
Что тут творитса?
И даже это еще не всё! С якобы разрешения всё того же Бориса Стругацкого осенью того же 2013 года АСТами запускается проект «Пикник на обочине»! Симптомы ровно те же самые, что и у предыдущих пациентов: подражание фирменному оформлению «Сталкера», шрифты, знак радиации на корешке, Зоны всех расцветок и вкусов, сталкеры, аномалии, артефакты, выстрелы-бабахи… Гениальный, однако же, план выработало издательство: выпускать, по сути, одно и то же, да в разных обёртках! Чувствуете запах денег, которые оседают в кошельках АСТов? А я даже не стал вспоминать «Кремль 2222″, «Д.Н.К.» и другие серии-клоны, с точками и без. И на все эти книги, удивительно, но есть спрос. Тут уместно сравнение с отечественным кино. Трэш и откровенный шлак, в нем преобладающие, будут выходить до тех пор, пока они имеют актуальность. А они имеют, к глубочайшему огорчению.
По всей видимости, мы заслуживаем только такого «Пикника на обочине».
Справедливости ради хочу заметить, что даже в этих бесконечных «СТАЛКЕРах», STALKER и так далее всё же находится место и добротным, неплохим книгам. Но вот что печально: если ты автор-дебютант, или автор с пока еще не очень впечатляющей карьерой, которая ограничивается межавторскими проектами, можешь забыть о своих сольных книгах, со своими сюжетами. Лежат ли они в столе или запланированы на будущее — неважно. Просто забудь. АСТам куда интереснее и, главное, выгоднее, чтобы ты писал еще одного «Сталкера». Либо он, либо ничего. Сталкерская кабала в действии. Свои книги, непроектные — по большей части привилегия больших, маститых авторов. Новички и полупрофи обречены на участие в бесконечных «Сталкерах». Так у них есть хоть такая возможность быть опубликованными на бумаге.
Комментарии