3 декабря - двадцать лет со дня смерти Александра Леонидовича Кайдановского – талантливого советского актера, первого Сталкера и уникального человека.
Актриса Евгения Симонова как-то сказала в интервью: «У меня в жизни было две страсти — лошади и Кайдановский».
Симоновой можно верить — она была женой Александра Кайдановского. Симонову можно понять — Кайдановский был интересный мужчина. Ему явно хотелось казаться не таким, как все. И он был не совсем таким, как все.
Родился Александр Леонидович 23 июля 1946 года все в той же советской стране, в Ростове. Готовился стать сварщиком (даже учился в соответствующем техникуме), потом все равно стал артистом. Хотел и стал. Окончил вахтанговскую высшую школу, снимался в кино, был знаменит. С детства, с юности считался человеком непростым, крайне противоречивым — мог виртуозно материться, разговаривать на блатном жаргоне и столь же убедительно мог часами говорить о литературе и искусстве, о вещах, не всем доступных. Встретив в подворотне пьяную компанию с ножом наперевес, мог голой рукой взяться за лезвие и, не дрогнув, смотреть в глаза соперникам.
Мог нести по жизни репутацию неудачника, человека без успеха, без денег, без жилья. Жил в сыром полуподвале с прогнившим полом, стоявшей водой, здесь же помещалась коляска с ребенком. Потом обитал в коммуналке на улице Воровского в компании дворняги Зины и кота Носферату. Частенько врубал на полную мощность телевизор — только чтобы не слышать соседей.
Был нетусовочным, был ироничным и даже желчным — а может ли быть умный человек неедким? Его называли жестоким и тяжелым, правдивым и интересным, светским — словом, крайне противоречивым. Чуть ли не хулиган, нешуточный ревнивец, почище Отелло. Совсем не умел врать. Пил? Да, пил, и крепко — об этом вспоминают многие. Имел судимость. Был, казалось бы, нечестолюбив. Хотя, наверное, честолюбия не был лишен, предостаточно в нем было этого самого честолюбия, он даже играл в незаурядность, просто до какого-то потолка не дотянул — было лень все время высоко подпрыгивать. Даже к приглашению войти в состав жюри престижного Каннского кинофестиваля отнесся как-то вяло, хотя вполне мог воспользоваться этой редкой возможностью для собственного имиджа в настоящем и будущем.
За Кайдановским и сегодня тянется шлейф самого загадочного актера. Похоже, он даже культивировал в себе эту загадочность — по-другому не мог. Двадцать лет прошло со дня его смерти, но до сих пор на нас смотрит необычное лицо Александра Кайдановского — непризнанного гения, как он сам себя понимал.
Александр Леонидович ушёл из жизни утром 3 декабря 1995 года в Москве от третьего инфаркта. Похоронен актёр на 10-м участке Кунцевского кладбища столицы.
Документальные фильмы:
А что же Сталкер? Как Кайдановкий мог подойти для этой роли? Да очень просто, для Александра эта роль была своего рода испытанием – доказать, суметь сыграть человека, абсолютно противоречивого самому себе. Кайдановский в жизни видел себя полной противоположностью образу Сталкера, — человеком последовательным, цельным и жёстким.
Аскетичная последовательность сюжета, прямая перспектива ключевых кадров, цветовая гамма с использованием монохрома — всё подчинено одной цели. Непрерывность действия, неторопливого, парадоксально бесконечного, подчёркнута словами Сталкера о том, что в Зоне прямой путь не самый короткий. Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний мотив сюжета, стала важной составной частью происходящего на экране.
Мир «Сталкера» в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к той степени единства и напряжённости, когда он почти перестает быть «внешним» миром и предстает как пейзаж души после исповеди.
В первых вариантах сценария был ядерный взрыв, петля времени и золотой шар вместо комнаты. После долгой работы со сценарием Тарковский последовательно изжил из него всякое научно-фантастическое начало, имевшееся в «Пикнике на обочине».
Путешествие героев по Зоне из приключения становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое отчаяние. В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к идеальному и, в конечном итоге, к цели пути — Комнате и исполнению желаний состоит весь смысл картины. Отождествление пути, по которому проходят герои, и поиска самого себя — один из главных философских посылов картины.
Самое начало картины — путь на дрезине — снято как путешествие в иной, сюрреалистический мир. В Зоне все привычные ориентиры рушатся: то, что опасно в обычной жизни, тут — бессмысленная груда металлолома. Грозные «ловушки» Зоны в фильме не столько ловушки физические, сколько духовные и психологические.
Сюжет картины, в основном, концентрируется вокруг троих героев, их споров и действий. Их образы несут каждый своё философское начало. Профессор — научный материализм, Писатель — мировоззрение художника, выродившееся в цинизм; сам Сталкер — это вера. Вера троих главных героев подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают его. Сталкер возвращается из Зоны к жене и больной дочери, разочарованным в людях.
Актёрские работы в картине не так заметны и уходят на второй план — зрителя гораздо больше привлекает визуальная составляющая. В фильме Тарковский снял своих любимых актёров Гринько и Солоницына, но отдельно критики отметили новое лицо — Александра Кайдановского, столь убедительно выглядящего в роли «юродивого» Сталкера. Ассистент режиссёра Евгений Цымбал вспоминал, что практически всем актёрам пришлось найти совершенно неестественный для себя подход к воплощению роли, заставить себя стать другими.
Сам Тарковский в интервью так отзывался о картине:
Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке.
~~~
В дань памяти Александра Леонидовича, я подготовил три модели для игры S.T.A.L.K.E.R. Более подробно тут.
Фильм "Сталкер"
Комментарии
Светлая память человеку и актеру .