Зона отчуждения: проблема или?

 
зона отчуждения ( припять )
 
 
Интервью Сергея Паскевича исторической, культорологической газете "ЕКСПЕДИЦІЯ ХХІ” о чернобыльской зоне отчуждения и явлениями связанными с этими территориями.
 
1. Что сейчас представляет собой зона отчуждения? Похожа ли реальная зона на зону в фильме Тарковского, и если да, то чем?

Чернобыльская зона отчуждения – это огромная территория, на которой запрещено постоянное пребывание и обычная хозяйственная деятельность человека. Географически зона отчуждения находится в северной части Украины и граничит с Республикой Беларусь. В наших соседей также есть зона отчуждения. Совместная площадь украино-белорусской зоны отчуждения составляет более 4600 квадратных километров, что, для сравнения, составляет площади более одиннадцати территорий, которые занимает современный Днепропетровск.
Такие обширные территории были выведены из хозяйственного использования в 1986 году (и частично в 1994-95 годах) в силу невозможности соблюдения уровней облучения гражданского населения от радиоактивного загрязнения, выброшенного в окружающую среду при взрыве ядерного реактора Чернобыльской АЭС. С целью защиты от ионизирующего облучения в 1986 году было оперативно эвакуировано около 113 000 человек и переселено в безопасные места. Кстати, завершилось выселение население в 1995 году, когда были выселены окончательно населенные пункты Полесского района. Всего, по оценкам ученых, в эвакуации приняло участие около 200 000 человек.
В силу большой площади, чернобыльская зона отчуждения охватывает все типы угодий, характерных для Полесских ландшафтов. По ее территории протекает ряд рек – Припять, Уж, Брагинка, Сахан и т.д. Больше 2/3 территории покрыто разновозрастными лесами. В породном составе превалируют насаждения сосны и березы. Брошенные сельхозугодья постепенно трансформировались в естественные луга, которые сегодня интенсивно зарастают молодой древесной порослью – сосны, березы и ивняка…
Следует обратить внимание на феномен тотального восстановления природы в некогда полностью подвластных человеку территориях. Сегодня, благодаря исходу человека, в пределах чернобыльской зоны обитает около 400 видов животных, рыб и птиц. Около 60 – редкие виды, занесенные в Красную книгу Украины и европейские охранные списки. Видовое разнообразие растительного мира тоже может поразить воображение – около 1200 видов, из них около 20 видов – редкие виды, среди которых три вида орхидей.
Человеческая деятельность в зоне отчуждения сводится к эксплуатации Чернобыльской АЭС и уходу за брошенными территориями с целью предотвращения пожаров в радиоактивных лесах и лугах, контроля радиационной обстановки и поддержания необходимо-минимальной хозяйственной инфраструктуры города Чернобыль и нескольких объектов в центральной части зоны отчуждения. Общая численность персонала составляет 5000 человек, из которых 3400 персонал Чернобыльской АЭС.
На мой взгляд, современная зона отчуждения далека от зоны придуманной Тарковским. Великий кинорежиссер вкладывал в понятие «зона» – место испытания человека, где он проходит некий тест, экзамен своей сущности, своего достоинства. Зона Тарковского создана для человека духовного, грамотного – человека ищущего.

Реальная зона отчуждения далека от представлений Тарковского, скорее всего зона отчуждения сегодня это некое подобие деревни Макондо описанной Маркесом в романе «Сто лет одиночества». Некий компактный социум, находящийся в условно самоизолированном состоянии, противящийся, в силу укоренившейся советской ментальности и устоявшейся административной иерархии, техническому и интеллектуальному прогрессу…

2. Насколько безопасно сейчас находиться на территории зоны?

Потенциальная угроза здоровью человека, находящемуся в зоне отчуждения ЧАЭС, существует. Именно поэтому любое действие персонала, работающего на территории зоны отчуждения – будь-то работа, прием пищи или отдых, регламентируется рядом правил, которые призваны обеспечить безопасные условия труда на рабочем месте и в местах временного проживания персонала в городе Чернобыль. Независимо от места работы, будь то работа на Чернобыльской АЭС, или работы по уходу за лесными насаждениями зоны отчуждения, роботы по мониторингу окружающей среды – персонал обязан выполнять требования по радиационному контролю и радиационной защите.

Персонал обязан носить специальную рабочую одежду, передвигаться по зоне отчуждения только в закрытом автотранспорте, проходить контроль поверхностного загрязнения обуви, рук на специальных приборах.

3. Что сейчас происходит внутри реактора? Можно ли быть уверенным, что чернобыльская зона не преподнесет нам новых радиоактивных «сюрпризов»?

Внутри реактора 4-го блока Чернобыльской АЕС ничего не происходит, поскольку ядерного реактора попросту не существует. Остатки реактора – разбросанные взрывом фрагменты активной зоны, застывшие расплавы ядерного топлива, укрыты железобетонным Саркофагом. Защитная оболочка снабжена рядом систем, позволяющих контролировать состояние радиоактивных материалов внутри Саркофага.
Над недопущением появления чернобыльских «сюрпризов» работает несколько тысяч людей. Одни осуществляют уход за территорией зоны отчуждения и предотвращают появления разных катастрофических природных явлений (пожары, вспышки вредителей и т.д.). Другие ежедневно контролируют состояние Саркофага. Это защитное сооружения оборудовано десятком систем безопасности, которые постоянно отслеживают температуру под Саркофагом, радиоактивность воздуха, специальные датчики постоянно следят за изменением положения строительных конструкций защитной оболочнки.
Несколько лет назад этими людьми были проведены уникальные работы по укреплению строительных конструкций Саркофага, что позволило уменьшить риск обрушения этого защитного сооружения.

4. Какие экологические последствия аварии сейчас можно обнаружить на территории зоны отчуждения?

Прямым последствием чернобыльской катастрофы является широкомасштабное загрязнение среды радиоактивными веществами. Вместе с тем, намного больший эффект для природы отчужденных территорий оказывает не загрязнение окружающей среды, а отсутствие человека.
Посещая зону отчуждения, сразу бросается в глаза поглощение растительной жизнью брошенных человеком территорий, дорог и целых населенных пунктов. Вслед за формированием естественного растительного покрова, брошенные территории начали заселяться животными и птицами. Благодаря отсутствию человека начали действовать естественных механизмы отбора и конкуренции в мире дикой природы. Сформировались устойчивые пищевые цепи – корм, дикое животное, хищник.

5. В том, что в нашей стране появилась такая большая территория, незаселенная человеком, есть какие-то плюсы?

Плюсы для человека или природы? На первый взгляд, говорить о положительных последствиях экологической катастрофы выглядит странно и не логично. Особенно если принять во внимание, что авария привела к переселению сотен тысяч людей из зоны радиоактивного заражения, опустошению трех городов и более сотни поселков и сел…

Но вместе с тем, если брать во внимание человеческое общество, то авария послужила уроком человечеству. Благодаря аварии на ЧАЭС были пересмотрены принципы безопасности на атомных электростанциях всего мира и даже введено новое понятие – «культура безопасности» персонала АЭС. Но, как показывает жизнь, человек не всегда извлекает уроки из своих ошибок. Авария на АЭС в Японии это подтвердила.
Несомненно положительное воздействие на природу имело прекращения традиционной хозяйственной деятельности и постоянное проживание человека. Прекращение вырубки лесов, прекращение производства кормов и выпаса скота (чернобыльщина до аварии славилась развитым животноводством) привело к существенному увеличению популяций промысловых видов диких животных, а также расселению редких, исчезающих видов животных и растений. По богатству краснокнижной флоры и фауны Украины чернобыльская зона уступает только двум, существующим заповедникам Украины (к слову – заповедников в Украине семь). А ведь в зоне отчуждения далеко не заповедный режим содержания. Здесь никто не проводит работ по изучению и охране природных раритетов.

6. На территории зоны живут дикие животные. Как на них отразилась радиация? Некоторое время человечество запугивали рассказами о монстрах и мутантах Чернобыля, расскажите о том, что происходит на самом деле, отличаются ли чернобыльские животные от обычных?

По внешним признакам, поведению – дикие животные чернобыльской зоны отчуждения ничем не отличаются от других диких животных, обитающих в других местах Украины. Возможно, они менее пугливы – многие никогда не встречались с человеком и не испытывают тревоги, которую он для них представляет. Единственное отличие в том, что в их теле накапливаются радионуклиды (в основном цезий и стронций), которыми пропитаны земля, растения, вода и даже воздух. Как правило, чем дальше от центральной части зоны отчуждения, тем меньше радионуклидов содержится в их организмах.
Присутствие радиоактивных веществ во внешней среде и в организме приводит к внутреннему и внешнему облучению животных. Величины накапливаемых доз зависят от интенсивности загрязнения индивидуального участка обитания животного, условий среды, возраста, пола и сезонных условий. Наибольшие дозы облучения получают животные, обитающие в центральных частях чернобыльской зоны отчуждения. Такие животные были изучены на предмет выявления эффектов облучения. Эффекты радиационного воздействия существуют и проявляются в наличии повреждений в хромосомах клетки. Но системы восстановления, которыми обладает каждая клетка, успешно справляются с повреждениями генома. Нельзя, конечно, исключить, что в природе могли появиться детеныши животных с определенными аномалиями, но природа безжалостна. Плоды с аномалиями выбраковываются еще в утробе матери или сразу после рождения. Как бы там ни было, за все время существования зоны отчуждения, на ее территории не было обнаружено ни одного мутантного организма.

7. Животные могут перемещаться и выходить за пределы зоны? Вы предположительно знаете, какой уровень радиации они накопили? Могут ли они быть угрозой для людей, если пересекут границы зоны?

Животные не знают границ, которые устанавливает человек. По этому те виды животных, чей ареал обитания находится в пределах охранного периметра зоны отчуждения, выходят и заходят в зону не обращая внимания на человека и выдуманные им условности. Как правило, это копытные – их индивидуальные ареалы обитания составляют несколько квадратных километров. Косули и лоси приграничных территорий накапливают относительно небольшие количества радиоактивных веществ, но все же превышающие контрольные уровни загрязнения, установленные для мяса промысловых видов.
При охоте на прилегающих к зоне отчуждения территориях необходимо проводить радиационный контроль добытых животных.

8. На вашем сайте есть информация о проекте «Ревитализация зоны отчуждения». Речь идет о реабилитации зоны и ее возвращении в пользование человеком. Расскажите, насколько это возможно и как быстро это может произойти?

Предложенный архитекторами проект будущего зоны отчуждения мне показался интересен и заинтриговал необычным видением авторов использования всего пространства чернобыльской зоны. По сути, это первая попытка взглянуть на будущее зоны отчуждения за все время ее существования. Любопытно разделение территории на тематические кластеры, каждый из которых несет свое функциональное назначение, что делает его уникальным. Проектанты выделили и территории для туризма, территории для научного городка и даже место для «чернобыльского Лас-Вегаса» – города для игорных заведений. В проекте продумана организация транспортной инфраструктуры и даже определено место для получения экологически чистой энергии – запроектированы целые поля ветроэлектростанций.
Но пионерное начинание молодых специалистов, вероятнее всего останется на бумаге. Такой или подобный проект реабилитации зоны отчуждения никогда реализован не будет. Реализация проекта крайне дорога, противоречит действующему законодательству Украины и, главное, наш государственный аппарат просто не способен интеллектуально принять и реализовать инновационный проект такого уровня и такого масштаба.

9. Нужно ли вообще людям заселять эту территорию снова или стоит оставить эту территорию как место, где может быть восстановлена естественная природная среда с диким животным и растительным миром?

Любая человеческая деятельность в зоне отчуждения, на мой взгляд, должна быть основана на экономической целесообразности, должна исключать экологические риски для окружающей среды и быть безопасной для человека. Обычное, традиционное промышленное освоение отчужденных территорий является нерентабельным, опасным и будет приводить усилению выноса радиоактивных веществ за пределы чернобыльской зоны. Это не просто слова – много лет назад сотни ученых из десятков научных институтов искали пути использования этих загрязненных территорий. Оценивались все виды сельскохозяйственного производства, в том числе высокодоходное за пределами чернобыльской зоны, производство спирта. Винокурение в зоне отчуждения оказалось значительно затратней, повышает риски облучения персонала при производстве сырья и как следствие менее прибыльно.
Планируя создать то или иное предприятие на территории чернобыльской зоны отчуждения, в первую очередь, необходимо доказать, чем это будет выгоднее размещения его за пределами отчужденных территорий. Опыт показывает, что размещение предприятий или сельхозпроизводства на пустующих, заброшенных землях прилегающих к зоне отчуждения более выгодно. Непонятно, зачем осваивать территории зоны отчуждения для выращивания рапса, о чем уже неоднократно заявляли разномастные чиновники, если за пределами зоны отчуждения пустуют десятки тысяч гектар сельхоз угодий в Киевской и Черниговской областях?
С другой стороны чернобыльская зона отчуждения сегодня – это ценный природный комплекс, резерват редких видов животных и растений. Белорусские коллеги это поняли давно и около 10 лет назад создали на своей части отчужденных территорий радиационно-экологический заповедник, в котором успешно обитают такие редкие виды животных как бурый медведь, зубр, рысь и другие виды животных. Уверен, что именно создание специального заповедника или заказника на большей части территории зоны отчуждения является единственно правильным видом использования чернобыльской зоны отчуждения. Исключение составляет Чернобыльская АЭС – она и еще небольшие территории центральной части зоны отчуждения необходимо использовать для вывода ЧАЭС из эксплуатации, обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом Украины. Не следует забывать, что эти территории можно было бы использовать для других проблем ядерной энергетики Украины – поскольку здесь есть соответствующая инфраструктура и необходимый трудовой ресурс с соответствующей квалификацией.

10. Давайте поговорим о сталкерах. На сайте Вы пишете, что они бывают 2-х типов: игроманы и идейные. Понимаете ли вы, почему людям хочется побывать в зоне?

Сталкеры, самоходы, нелегалы – это названия одного и того же явления современной зоны отчуждения, связанное с нелегальным проникновением в чернобыльскую зону отчуждения гражданских лиц, передвижение по ней с целью посещения достопримечательностей – заброшенных городов, свалок брошенной техники, брошенных зданий бывших предприятий. Проникновение в зону отчуждения является административным и уголовным правонарушением. Для недопущения таких фактов, территория зоны отчуждения постоянно патрулируется милицией. Нередки факты задержания самоходов.
Однако полностью пресечь проникновения и отследить перемещения самоходов по зоне отчуждения не так просто. Нелегальные посещения зоны отчуждения организовывают люди, зачастую имеющие хорошие навыки пешего туризма, физически подготовленные и обладающие навыками радиационной безопасности. Техническое оснащение этих лиц также позволяет им уклоняться от возможных преследований со стороны правоохранительных органов.
На самом деле типов чернобыльских сталкеров не только два (идейные и игроманы), а больше. Но в своей классификации мы исходили из возможностей самоходов дойти до брошенного города Припять, который является неким заветным местом. Идейные – продвинутые знатоки зоны, способные к многодневным пешим переходам на расстояние 40-50 км вглубь зоны отчуждения. Игроманы – это зачастую несовершеннолетние молодые люди, интерес которых к зоне отчуждения случаен. Как правило, это неглубокая, временная заинтересованность возникшая после знакомства с компьютерной игрой S.T.A.L.K.E.R. Они заходят в зону на несколько часов, и после фотографирования возле первого же разрушенного сарая за колючкой, возвращаются обратно.
Интерес к нелегальным посещениям зоны отчуждения обусловлен несколькими факторами. Первый – дороговизной легального тура в чернобыльскую зону отчуждения. Для молодых людей 800 – 1200 гривен за пятичасовую прогулку банально дорого. Второе – нелегальное проникновение дает возможностью увидеть настоящую зону отчуждения без ограничений по времени и по объектам посещения.

11. На Вашем сайте высказана интересная идея, что сталкеров можно было бы привлечь к легальной работе в зоне. Эта идея была озвучена где-то на официальном уровне?

Идея привлечения самоходов к работе в зоне отчуждения была высказана в книге «Чернобыль. Реальный мир» (Из-во ЭКСМО. 2011 года). Официальные власти не имеют к этому отношения. Мне неизвестно, существует ли вообще какой либо официальный план по преодолению этого явления.
Убежден, что запретами невозможно пресечь самоходство в зону отчуждения. Успешно изменить ситуацию возможно только канализировав интерес молодых людей к чернобыльской зоне в нужно русло, а именно привлечь их к не опасным работам, а к научным исследованиям на территории зоны отчуждения.

12. Какая это может быть работа и почему сталкерам она может быть интересна, ведь одно дело – экстремальное путешествие, а другое – работа?

Большинство сталкеров с большим интересом и одобрением восприняли эту идею. Но как люди живущие в нашем государстве и знакомые с эффективностью государственного управления, в практическую реализацию этой идеи они не верят.

13. Были ли развеяны какие-то мифы о радиации за время, прошедшее после аварии, и какие-то неожиданные проблемы, о которых раньше не подозревали?

Радиоэкологические исследования проводились задолго до чернобыльской катастрофы. Еще в середине 60-х в секретных лабораториях проводились исследования по ведению сельского хозяйства на территориях, подвергшихся применению ядерного оружия. Кстати, именно эти ученые и заложили начало чернобыльской радиоэкологии в 1986 году, прибыв в составе специальной экспедиции и создав на территории зоны отчуждения целую научную инфраструктуру по изучению последствий аварии. Были созданы лаборатории в городах Чернобыль, Припять и возле ЧАЭС, а также была создана целая сеть опытных полигонов, на которых изучались свойства радиоактивных веществ и миграция в сельскохозяйственные растения и животные.
Именно тому, что радиоэкологические и радиобиологические исследования уже имели длинную историю, изучение последствий катастрофы на ЧАЭС не принесло принципиально новых открытий. Исключением может составлять уникальный минерал, который образовался из расплавов ядерного реактора и строительных конструкций 4-го энергоблока. Этот высокоактивный минерал получил название – чернобылит. Также стоит упомянуть и о новых, более полных данных, полученных при изучении особых радиоактивных частиц диспергированного ядерного топлива, выброшенного из ядерного реактора при аварии. Они получили название «горячие частицы». Горячие частицы образовывались и при военных ядерных взрывах, но их свойства и взаимодействие с окружающей средой было детально изучено только после аварии на ЧАЭС.

14. Расскажите об аномальных местах зоны, например, воронках. Что это за явление, почему они образовались?

Воронки – это такие элементы рельефа Полесских ландшафтов. Их называют еще микропонижения, которые образовались еще при формировании полесских грунтов. Оказалось, что в них радиоактивные вещества могут мигрировать не на 20-100 сантиметров, а на десятки и сотни метров вглубь почвы. Это явление было названо аномальными местами миграции радионуклидов. Изучали это явление сотрудники Научно-инженерного центра радиогидрогеоэкологических полигонных исследований НАН Украины.

15. Означает ли существование воронок, что радионуклиды попадают в грунтовые воды и могут мигрировать на большие расстояния?

Именно так. Согласно мнению ученых места аномальной миграции радиоактивных веществ могут приводить к подземному переносу радиоактивных веществ на большие расстояния, что может привести к поступлению радиоактивных веществ в подземные воды используемых для питьевого водоснабжения.

16. Государство уделяет достаточно внимания чернобыльской проблеме, как Вы считаете?

Это сложный вопрос. «Чернобыльская проблема» – это далеко не только чернобыльская зона отчуждения. К сожалению в Украине около 600 000 человек проживают на территориях пострадавших от аварии на ЧАЭС, получают годовые дозы облучения от 0,5 до 5,0 мЗв/год – из них 180 000 – это дети. Указанные дозы значительно превышают регламентные нормы облучения населения. Объясню для читателей, что согласно украинскому законодательству Государство обязано провести комплекс мер по недопущению переоблучения населения. Государственно обязано было сделать все для обеспечения безопасных условий жизни всем без исключения людям. До сих пор, несмотря на выделяемые из Госбюджета средства, проблема не решена.
На этом фоне говорить о проблемах современной зоны отчуждения нелегко. Но отмечу, для любой европейской страны, существование таких территорий означало бы получение уникальной лаборатории под открытым небом для получения ценных теоретических и научно-практических данных о воздействии радиации на человека и биоту. Позволило бы получить важные данные о возможностях естественного восстановления природы на пострадавших от деятельности человека территориях. Эти знания позволили бы человеку понять как ему восстанавливать территории после его разрушительной деятельности. Считаю это очень важно, поскольку человечество уже перешло границы разумного использования природных ресурсов. Человеку надо учится восстанавливать после себя природу, поскольку без нее человечество обречено на медленную, но верную смерть.
Вместе с тем, нашему Государству пока не удалось разглядеть, понять важность изучения этих территорий. Государство самоустранилось от научного поиска еще десять лет назад, прекратив финансирование научных программ. Хотя иностранные ученые с большим интересом исследуют зону отчуждения, ставят эксперименты и получают не только важные знания, но и ценный опыт. Считаю, что именно такой опыт должен обеспечивать принятие правильных и взвешенных решений относительно будущего зоны отчуждения.

17. Как Вы относитесь к идее, официально сделать Чернобыльскую зону туристическим объектом?

Туристическая деятельность во многом отвечает специфическим условиям чернобыльской зоны и практически не противоречит духу правил и норм действующих в чернобыльской зоне отчуждения. Исключение составляет отсутствие туризма в перечне разрешенных видов деятельности в зоне отчуждения. Вместе с тем, чернобыльскую зону отчуждения имеют право посещать рядовые граждане с целью «ознакомительного визита». Что, кстати, украинские и зарубежные граждане уже делают более десяти лет, а услуги им оказывают около десятка туристических фирм.
Туризм – это один из самых высокодоходных видов бизнеса в мире. Нет ничего удивительного, что не только украинская туриндустрия, но и международные компании хотели бы включить «Посещение Чернобыля» в список своих услуг. Кроме всемирно-известного Саркофага, чернобыльская зона содержит целый ряд уникальных достопримечательностей, многие из которых можно увидеть только здесь. Современный посетитель зоны отчуждения (турист) посещает максимум 10 – 15 объектов и тратит на это 5-6 часов. Для большего понимания вами туристического потенциала чернобыльской зоны отмечу, что в 2011 году издательством «Вокруг света» был подготовлен аудио-гид по чернобыльской зоне отчуждения. Он содержит описание 76 достопримечательностей чернобыльской зоны и для их осмотра необходимо потратить минимум три дня. Предполагаю, что вам становится понятно, что туристический потенциал в зоны отчуждения есть.

18. Хорошо ли это будет для самой зоны? Что это даст нашей стране?

Сегодня, даже при отсутствии туристической инфраструктуры и нормального сервиса, чернобыльскую зону посещает, оценочно, от 8 до 10 тысяч человек в год. В среднем стоимость тура к Саркофагу составляет от 100 до 170 долл. США. Используя эти цифры, вы без труда оцените возможную рентабельность этого бизнеса.
При правильной организации маршрута, наличии контроля за соблюдением безопасности, туристическая деятельность могла бы быть значимым дополнительным источником финансирования научно-исследовательской деятельности в чернобыльской зоне отчуждения. Уверен, что при правильной организации польза была бы и для самой зоны отчуждения и для страны в целом.

19. Почему люди захотят посещать такой «опасный» туристический объект?

Дело в том, что туризм с посещением потенциально «опасных» объектов, как впрочем и просто промышленный туризм на и заброшенные объекты достаточно сильно распространен. Особенно популярен среди молодежи. Сегодня уже никого не удивишь турами на военные объекты, закрытые электростанции, городские бомбоубежища и т.д.
Также чернобыльская зона пользуется интересом вследствие мифологизации этого места популярными компьютерными играми и удачными сериями книг о сталкерах и мирах ядерной постапокалиптики.
Ну и последнее. Чернобыль, Чернобыльская АЭС, брошенные города Припять и Чернобыль-2 – это самые известные объекты нашей страны, о которых знают сотни миллионов людей на всех обитаемых континентах нашей планеты. Не трудно предположить, что в силу природного любопытства, некоторые люди просто хотят увидеть эти объекты своими глазами.

Об Авторе:
 
author-chornobylinua

Паскевич Сергей

Автор web-проекта - Чернобыль, Припять, ЧАЭС и зона отчуждения.
Кандидат биологических наук. Старший научный сотрудник ИПБ АЭС НАНУ.
Место работы – Институт проблем безопасности АЭС НАН Украины, город Чернобыль.
Вид деятельности – Изучения экологических последствий радиационного загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения. Исследования в чернобыльской зоне, автор chornobyl.in.ua, проводит с 1995 года. Основным объектом исследований являлись растительные экосистемы зоны отчуждения. В последнее время основным видом научной деятельности является проведение оценок воздействия на окружающую среду для объектов которые сооружаются, как в чернобыльской зоне отчуждения, так и непосредственно на промплощадке Чернобыльской АЭС. Участник работ Института проблем безопасности АЭС НАН Украины по преобразованию объекта «Укрытие» в экологически-безопасную систему.
Результаты – Автор и соавтор около 6о-ти научных и публицистических статей о природе чернобыльской зоны отчуждения, о состоянии и воздействии Саркофага 4-го блока на окружающую среду. Названия основных публикаций представлено ниже.

 

Не забываем поделиться ссылкой в социальных сетях


Архив новостей
Может быть интересно


Комментарии

Оставьте комментарий



Идентификация

Не идентифицирован

При регистрации указываем человеко-понятный ник, имя, фамилия - нарушение требований бан.

Новичкам

Зарегистрировался?!?
Хочешь поиграть в мод?
Начнём по порядку...


Как работать с поиском?

Находим в верхней левой части сайта этот блок:

Вбиваем в него название мода и нажимаем «Enter». Получаем список материалов с данным словом или словосочетанием. Можно экспериментировать, добавляя различные варианты слов.


Навигация по сайту


Трилогия S.T.A.L.K.E.R.


Как скачать?


Как скачать при блокировке?


Установка модов и папка "bin"


Оптимизация игры


Краш игры - лог вылета


Категории раздела

Игровые новости
Информация, новости, релизы, видео, обзоры, рецензии, геймплей - все что касается игр.
Сталкер - новости
Информация, новости, обзоры, видео, рецензии, модификации, аддоны, моддинг - все что касается серии игр STALKER и данной тематики.
Компьютерные новости
Компьютеры, периферия, софт, программное обеспечение, аксессуары, комплектующие, информация, обзоры, рецензии, технологии - все что касается компьютера и интернета.

advert

Мини-чат

Последние посты

Аватар ferr-um
08:49
ferr-um
верняком не последний ..
23.10.2017
Аватар vert
08:41
vert
да я знаю что ты писал
23.10.2017
Аватар ferr-um
07:54
ferr-um
графоний урезай ... как правило когда ресурсов не хватает . .скрипты начинают глючить и вылетать .. модец предельно жрет много, в особенности установленный в нем решейд .. тестил его отдельно, результат печальный, надо было автору его опционально предлагать к установке ...
23.10.2017
Аватар ferr-um
07:48
ferr-um
о чем я и писал, фиксить будут по мере тестов данного мода ..
23.10.2017
Аватар vert
07:39
vert
ого,уже фикс 2 уже выпустили
23.10.2017
Аватар ferr-um
07:35
ferr-um
возможно автор что допустил в плане ошибки .. постарайся откопать этот файл в оригинале и сравнить .. возможно ошибка станет понятна, телек это как правило зацепка, в нужном направлении копаешь)
23.10.2017
Аватар ferr-um
07:32
ferr-um
отлично, будем ждать новых отзывов о сборке.
23.10.2017
Аватар ferr-um
07:27
ferr-um
аномалия возможно ...
23.10.2017
аватар отсутствует
05:57
RUGAL
ну не очень то верится
23.10.2017
Аватар Дмитрий
Пока только начал. Не могу сказать про стабильность, но я играл в NLC 7 от SOBa ранее. Что тут скажешь, с первых секунд погрузился в шикарную атмосферу! Описание - мотивирует снова начать прохождение. А дополнения, переработку, с удовольствием, буду наблюдать по мере прохождения.
23.10.2017
Аватар diogen379
22:52
diogen379
Благодарю, Камрад! Буду разбираться.  smile Там у Зулуса телек стоит. Думаю, Автор мог что-то упустить при подключении телевизора. biggrin А мод реально крут. Приятные иконки оружия. Многие квестовые НПС со своими собственными лицами. У раненых головы в кровавых бинтах, а когда я пришёл отдавать долг за Вано и посматрел на Валета, то как в армейском анекдоте, страшно стало. biggrin Вобщем всем рекомендую. Решил просто посмотреть, что за мод - затянул с головой, гоняю весь вечер. Автору респектище. Завтра попробую разобраться с Зулусом по твоей ссылке. В моде столько всего дабалено, тем не менее, что на Затоне ни одного вылета, что Юпитер почти весь прошёл, тоже без вылетов, кроме диалога с Зулусом. Буду биться до конца! up
22.10.2017
аватар отсутствует
22:46
iofa
FATAL ERROR
 
[error]Expression    : !m_error_code
[error]Function      : raii_guard::~raii_guard
[error]File          : D:\prog_repository\sources\trunk\xrServerEntities\script_storage.cpp
[error]Line          : 748
[error]Description   : ... - Зов Припяти\gamedata\scripts\smart_terrain.script:586: attempt to index local 'job_data' (a nil value)
 

stack trace:

Начало игры, Затон. Не привязан ни к месту, ни ко времени.
22.10.2017
Аватар Бармен
Обязательно скачаю biggrin
22.10.2017
Аватар isenbull
18:56
isenbull
На 1.6.02 с песней wink
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
Похоже чем-то на билдовский рендер
Создает очень приятную для глаза атмосферу, делающую Зону холодной и мрачной, особенно атмосферно этот Решейд смотрится вкупе с туманом. Интересные блики. Без DoF. С приятной, не режущей глаза, засветкой. Но не для моего компьютера))) Этот Решейд для компов чуть выше средних, может даже и средние нормально потянут, но на старых играбельности с таким контентом не ждите) Но сие творение, думаю, очень порадует всех тех, кто обладает более мощными машинами.

Мои системные требования: Windows 7 Максимальная, 32х(86х) битная система, Процессор Pentium Dual-Core CPU E5300 @ 2,60GHz, Оперативная память на 4 Gb (но в обиходе 3,4 - остальное отжала система) Видеокарта ATI Radeon HD 4600 Series

Графические настройки: Что-то между минимальными и средними. Динамическое освещение объектов. Разрешение 1280х768

Выдавало в районе 10 FPS (на глаз), местами даже ниже.

Спасибо за внимание
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
да ну... темный... красный... Да и в принципе больше ничего такого тут нет... Восходы и закаты зрелищные - это да, а остальном. Не...
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
А я уже тестил некоторые.
Помните?
Venus Reshade
Apocaliptycal Reshade
Какой-то безымянный ReShade для CoP

Я смелый)
Что касаемо обузы для компьютера я скажу, что многое зависит от самого решейда, ибо есть и такие, которые практически не дают нагрузки на систему.
22.10.2017
Аватар diogen379
15:25
diogen379
Здравствуйте Всем! Начал проходить мод. Лично мне очень нравится Хорошая графика, ресурсов кушает мало. Переписаны тайники в пользу ГГ.  smile И главное, очень много всякой брони. Причём броня сделана на 5+. Когда её меняешь или апгрейдишь ни одного вылета! Без вылетов прошёл весь Затон, начал движуху на Юпитере, нарадоваться не мог, но после кражи вещей из личного ящика и попытке заговорить с Зулусом, ловлю вылет:
Expression    : no_assert
Function      : CXML_IdToIndex<class CPhraseDialog>::GetById
File          : D:\prog_repository\sources\trunk\xrServerEntities\xml_str_id_loader.h
Line          : 112
Description   : item not found, id
Arguments     : test_dialog
Первый разговор я обошёл, просто сразу пошёл на полустанок, минуя Зулуса и забрал вещи, думал а вдруг пронесёт. Но всё равно и после этого любая попытка заговорить с Зулусом заканчивается этим вылетом. А без Зулуса в Припять никак.  sad Подскажите, плиз, умные Люди, как выправить эту беду. smile
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
P.S.:
Забыл про некоторую размытость шрифта и засветку ячеек быстрого доступа - лично мне такая особенность не удобна.
https://yadi.sk/i/QmY4XNDl3Ny3Y3

Сразу скажу, что от вида освещения редко что зависит, особенно размытие от DoF на элементах интерфейса - я проверял это дело опытным путем на компьютере друга, чьи параметры в несколько раз лучше моих. Размытие оставалось, независимо от графических настроек
22.10.2017
Аватар ferr-um
15:21
ferr-um
похоже сервис сокращения ссылок не фурычит .. гребанный юкоз честно уже достал своими косяками ...
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
Теперь чутка в качестве обзорчика:

* Я наблюдал едва заметное размытие перекрестия прицела - значит есть DoF. Размытие не мешает и не делает клиент неиграбельным.
Вот пример такого размытия (на перекрестии):
https://yadi.sk/i/6WYZ18dA3Ny3dT

* В некоторых местах освещение очень бьет по глазам (особенно на Янове)
https://yadi.sk/i/4Iwc3Oyl3Ny3dQ
https://yadi.sk/i/o-4nKP1s3Ny3dN

* Некоторые эффекты коряво изменяются
https://yadi.sk/i/20vlzbUD3Ny3YJ

* Проблемы с фонариком НПС, когда он движется
https://yadi.sk/i/OkH4GR663Ny3Zo

* Светящиеся руки)
https://yadi.sk/i/cl6A4cdJ3Ny3da

* Классные эффекты рядом с жаркой - мне, по крайней мере, понравилось, но немного переярчили. Классно засвечиваются артефакты, но этот момент я не поймал, увы.
https://yadi.sk/i/KhA2A_y53Ny3dq
https://yadi.sk/i/dmOeMXi33Ny3dY

* Интересно эффект на лучах фонариков выглядит
https://yadi.sk/i/dnbLRPgD3Ny3aE

* Идет дикое искажение инвенторя - из-за этого у меня ужасно выглядит меню настроек, увы игра не позволяет мне это заскриншотить, поэтому покажу на примере меню обыска/торговли, коему повезло больше
https://yadi.sk/i/Elqy1lpd3Ny3ZE

Играбельно, но днем небо глаза режет, особенно если на улице туман
https://yadi.sk/i/EHajbTeo3Ny3Yi
https://yadi.sk/i/sia2cx-m3Ny3Yd

Вроде все. В целом решейд мне понравился - работа очень неплохая, но лично мне он не подходит, а вы смотрите сами.
Всем спасибо за внимание
22.10.2017
Аватар isenbull
15:12
isenbull
Порядок. У меня тоже не выходило зайти по ссылке на фикс.
22.10.2017
Аватар ferr-um
15:07
ferr-um
похоже сервис сокращения ссылок траблит .. а так - Доступно только для пользователейСкачать фикс
22.10.2017
аватар отсутствует
15:03
Kiryxa
Хочу скачать фикс.Но когда жму на ссылку она просто не открывает сайт.Пишет "Не удается получить доступ к сайту.Не удается найти DNS-адрес сервера u.to.
DNS_PROBE_FINISHED_NXDOMAIN"
22.10.2017
Аватар ferr-um
14:53
ferr-um
без обид, но "горшочек" немного устал в плане мощностей, хотя тем тест и будет интереснее) я бы лично не решился на старичке 2006 года тестить "решик" .. он просто там будет лишней обузой ...
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
Итак, приступим:
Мои характеристики:
Windows 7 Максимальная, 32х(86х) битная система, Процессор Pentium Dual-Core CPU E5300 @ 2,60GHz, Оперативная память на 4 Gb (но в обиходе 3,4 - остальное отжала система) Видеокарта ATI Radeon HD 4600 Series 

Графические настройки:
Динамическое освещение объектов
Разрешение 1280х768
Кач-во текстур - min
Фильтрация - max
Сглаживание - нет
Кач-во тени - min
Дальность освещения - 2
Детализация объектов - 4
Дальность видимости - 4

Примерное количество FPS:
День - 15-20
Ночь - 20-25
Туман - 20
Рядом с кучей людей - 15-20
Рядом с кучей источников освещения - до 15
В аномальной зоне (с HD партиклами) - до 15
Здесь представлены средние значения
22.10.2017
Аватар ferr-um
14:41
ferr-um
возможны проблемы еще появятся .. фиксить их будут по ходу, в режиме теста .. так что вперед, и если можно напишите отзыв рецензию по нему, если уж играете, а то кучка скринов общего представления так или иначе не дает ...
22.10.2017
Аватар vert
14:39
vert
скачал,фикс действует,вылетов не обнаружено
22.10.2017
Аватар ferr-um
14:15
ferr-um
ожидаем рецензии с нетерпением)
22.10.2017
Аватар ferr-um
14:14
ferr-um
подробности можете написать, стабильность, проблемы и т.д.? Типа рецензии, чтобы было понятнее остальным пользователям, что представляет из себя данная сборка.
22.10.2017
Аватар ferr-um
14:12
ferr-um
в описании же все написано ... сборка с включенными аддонами .. и естественно надо накатывать на чистую зп 1.6.02 ..
22.10.2017
Аватар Дмитрий
Спасибо за шикарный мод!
22.10.2017
Аватар RomaN
14:05
RomaN
Сборка ставится на чистую игру?
22.10.2017
Аватар bestclientmedia
я затестю и скину сюда свои впечатления
22.10.2017
Аватар ferr-um
13:44
ferr-um
написал же перекачай патч ... 

от автора:

Стартовое снаряжение осталось прежним потому, что я перезалил патч через несколько минут после начального размещения (забыл спавн правленный положить)
22.10.2017
Аватар vert
13:40
vert
я недавно качал  может минут 15-20 назад
22.10.2017
Аватар ferr-um
13:38
ferr-um
перекачай патч .. его обновили ...
22.10.2017
Аватар ferr-um
13:34
ferr-um
ну что могу сказать, либо ожидайте последующих патчей если таковые будут, либо под срез пускайте ...  я лично прочитав описание понял, что может меня ожидать в плане стабильности и прошел мимо ... нервы все таки дороже с возрастом)
22.10.2017
Аватар vert
13:34
vert
что там написано(в патче) ничего не работает
22.10.2017
Аватар vert
13:31
vert
да
22.10.2017
Аватар ferr-um
13:25
ferr-um
даже с началом новой игры?
22.10.2017
Аватар vert
13:24
vert
Исправлен вылет на Предбаннике (теперь сохранки грузятся нормально)

нифига не поправлено вылетает
22.10.2017
Аватар ferr-um
13:08
ferr-um
В описании указано что билдо сборка, никаких гарантий, патч под номером 0.1 уже в описании и думаю их будет не мало, поэтому запуск свеже вышедшей билдо сборки несет в себе набор тестера для отлова вылетов ... думаю через месяц, другой можно будет полноценно оценить сей продукт, если конечно разработчик не сойдет с ума от напряга и лестных слов по поводу вылетов).
22.10.2017
Аватар vert
12:45
vert
Вылетает при загрузке

FATAL ERROR
 
[error]Expression    : no_assert
[error]Function      : CALifeStoryRegistry::add
[error]File          : E:\stalker\sources\trunk\xr_3da\xrGame\alife_story_registry.cpp
[error]Line          : 30
[error]Description   : Specified story object is already in the Story registry!
22.10.2017
Аватар ferr-um
12:37
ferr-um
потрошат не зависимо от того сколько лет уже моду)) и на его основе мутят костюмы с другими названиями и характеристиками ...
22.10.2017
Аватар fort-777
12:27
fort-777
А модель, походу, от ruslan_3d, на сайте есть.
22.10.2017
Аватар fort-777
12:15
fort-777
Это же вроде изолирующий военный бронекостюм "ГАГАРИН" из SGM, узнал его.
22.10.2017
Аватар ferr-um
11:21
ferr-um
проблемы с запуском были?
22.10.2017
Аватар vidkunsen
11:17
vidkunsen
Ну, обещал, я скачал и сыграл.
22.10.2017
Аватар ferr-um
20:58
ferr-um
Цитата sirzayczew2017 ()
а она оперативки много кушает?


4 минимум надо иметь ...
ну и качество графония плюсом еще
21.10.2017
аватар отсутствует
а она оперативки много кушает?
21.10.2017
Аватар mazuralexandr2018
Всем привет сылка на фикс папки бин не работает усылает фиг знает куда
20.10.2017
Аватар NATOSoldier
Скоро в зоне бабульки свитерами будут торговать))
18.10.2017
Аватар fort-777
08:07
fort-777
Разобрался, вот фикс, исправляет отсутствие текстур у пуль, плоти и меняет стартовый АКС-74У на АК-74.
18.10.2017
Аватар fort-777
01:11
fort-777
Спасибо за отзыв, завтра посмотрю.
18.10.2017
аватар отсутствует
помогите установить
17.10.2017
аватар отсутствует
Здравствуйте, скачал отсюда вчера данную сборку, отсутствуют текстуры у плоти (бегает синяя моделька), так же нет текстур у патронов, опробовал Форт-12, MP5, АКС-74У, АК-74 и обрез, везде за исключением последнего, вместо гильзы вылетает синий квадрат, дальше не смотрел, дошёл только до деревни.
+ прочитал в комментариях что АКС-74У заменён на полноразмерный АК-74, но по итогу у меня его не было.
Скачивал, повторюсь отсюда, поверх накатил фикс-аддон от 16.10.17 и широкоформатный hud. Всё это ставилось на ЗП 1.6.02 репак от Механиков.
17.10.2017
Аватар bestclientmedia
Ясненько
Спасибо за ответ)
17.10.2017
Аватар bestclientmedia
Я, конечно, не спец, но по-моему тут что-то не сочетается
17.10.2017
Аватар T-Rex
16:23
T-Rex
Помогите плиз!!! У кого есть сейв сразу же после прохождения квеста: охрана для бара 92 ?
17.10.2017
Аватар ferr-um
19:16
ferr-um
думаю автор хотел сказать что модели используемые на Чистом Небе идут и и на ЗП .. вставка в игру путем переименования моделей в нужный вариант .. насколько я знаю модели с ЧН должны работать и на ЗП .. если переименуете в названия например используемые в Зове Чернобыля то также должны работать ..
16.10.2017
Аватар ferr-um
19:07
ferr-um
заявлен мини-сюжет .. но вот что именно автор хотел этим сказать придется узнать игрокам ..
16.10.2017
Аватар bestclientmedia
Это хоррор?
Сюжет здесь есть какой-нибудь?
16.10.2017
Аватар Сербин
Для Зова припяти пойдут? Или там еще надо коректировать?
16.10.2017
Аватар 3vtiger
17:01
3vtiger
Скорее всего это 3ds Max.
16.10.2017
Аватар NATOSoldier
А на фотографиях где зомби, каким редактором вы пользовались?
16.10.2017
Аватар ferr-um
08:07
ferr-um
принято и приложено к описанию
16.10.2017
аватар отсутствует
uhm те чё глаза нравиться щурить?
16.10.2017
Аватар fort-777
00:32
fort-777
16.10.2017
Аватар fort-777
00:31
fort-777
Конечно, глобальных обновлений пока не предвидится, но помаленьку будем двигать дальше. Небольшой фикс-аддон от 16.10.2017:
- Исправлена ошибка со звуком аномалии (в консоль выкидывало сообщение о проблемах с ogg-комментарием);
- Исправлено анимацию, когда ГГ огревают прикладом (автор правки - FantomICW);
- Исправлены, заменены и добавлены некоторые амбиент-композиции;
- Повышено цену на ремкомплекты: хотите чинить обломки без ограничений - платите;
- Немного разбавлены интро-картинки при загрузке локаций - в SGM интро-картинки на новых локациях часто повторялись (за интро-картинки благодарю WizziGun);
- Высшие детекторы ("Сварог", "Омега", "Феникс", модернизированный "Велес") теперь видят подвижные аномалии (автор идеи и правки - Дмитрий Евгеньевич).
Новая игра не требуется.
16.10.2017
Аватар fort-777
18:05
fort-777
У меня аналогичная проблема. Наверное, из-за того, что автор правил через SDK, декомпиляторы не работают. Впрочем, я нашел на форуме АМК декомпилятор, который таки взломал этот файл - лови, я перезалил себе, может, и другим понадобится https://yadi.sk/d/OC8N4HZO3NmVVW .
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Какое-то оно плоское... стремноватое, если честно, не в моем вкусе. Но в любом случае спасибо
15.10.2017
Аватар ferr-um
18:01
ferr-um
руки не доходят скрипт нормальный наковырять .. а так уже поправили .. а вообще картинки можно добавлять несколькими способами на сайт, в том же редакторе есть окно картинка по ней можно легко вставить в нужное место при оформлении ...
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Да я то знаю про эту фишку с превью) Просто думал вдруг сие дело исправимо
15.10.2017
Аватар ferr-um
15:32
ferr-um
х86
15.10.2017
аватар отсутствует
14:54
Sairon20
а если у меня 32 битный ноутбук то что делать
15.10.2017
Аватар ferr-um
11:56
ferr-um
Доступно только для пользователейДополнительные ссылки

Яндекс Диск - Ссылка

Гугл Диск - Ссылка
15.10.2017
Аватар ferr-um
10:04
ferr-um
Доступно только для пользователейДополнительные ссылки

Яндекс диск - Ссылка

Гугл диск - Ссылка
15.10.2017
Аватар 3vtiger
08:14
3vtiger
Это скрипт так вертикально-направленные картинки автоматически сжимает в квадратные - это всего лишь превью. Клацни по картинке и будет счастье в полный размер.
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Строго судить не буду, как и просили, коллега)
Мне нравится скин новичка - он неплох, честно) Но у чела в Заре есть слишком яркие пятна в камуфляже, они просто не соответствуют окружению - он должен быть более однотонным, в зеленых тонах. Эти пятна, в жизни, бы уже сдали противнику местоположение своего хозяина, так что... Знаешь, я думаю, нужно что-то среднее между оливковым и хаки. Честно уже не помню, как стандартное окружение выглядит biggrin  поэтому мне сложно сказать к какому цвету больше смещаться - к оливковому или хаки. Решай сам)
Первый раз все косячат, кто-то больше, кто-то меньше - это нормально. Уверен, что в следующий раз тебе уже будет проще
Удачи тебе)
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Господи, какой ужас - пожалуйста поправьте оформление))) а то не знаю как у вас, но у меня тут две картинки жестко плющит) Но с изображением все в порядке. И еще, тут по Громилоподобной (вспоминаем L4D2) тени видно, что скрины сделаны на статике. Это конечно не плохо, но на статике, как всем известно, bump`ы не работают, так что, товарищ автор, пожалуйста сделайте скрины на освещении  получше - увидите, она заиграет по-другому
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
OMG
Я долго ждал обновы, но адаптаций снова нет... а жаль - мне это бы сейчас не помешало...
Мод шикарный - сразу говорю. Я тестил прошлую версию. Сделано очень круто и полезно - ты всегда будешь знать, где были замечены мутанты или враждебные сталкеры, это очень помогает, ежели нужно дойти до какого-то места без конфликтов, потери ресурсов и, если не нужно загружать рюкзак раньше времени. Просто кайф. Берите.
Автору большой палец в сторону небес и кучи новых творческих идей и новых сил для создания новой версии)

Я погнал адаптацию к своему клиенту пилить... ждет меня долгий путь проб и ошибок biggrin
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
P.S.
На NPC не тестировал, поэтому не знаю, как они себя ведут в воде.

Автору успехов в моддинге)
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Итак, что могу сказать.
Данный контент меня заинтересовал и я подумал, почему б не опробовать, как никак плюс в копилку к реалистичности. Забрал. Протестировал. Вроде обрадовался... но и расстроился... почему так? сейчас объясню:

+ Меня порадовало замедление ВО ВРЕМЯ ХОДЬБЫ, это безусловно разнообразило геймплей в моей соляне, я бы сказал, даже усложнило, ибо теперь уже от стаи собак уже по Затону, где одна вода, фиг два убежишь. Мне это очень понравилось

- Но каково было мое разочарование, когда я решил поспринтить в воде... лужа чуть выше щиколотки, но меня, по видимому, сносит назад волнами, которые я поднимаю своими ластами 45го размера. В итоге СКОРОСТЬ ХОДЬБЫ в воде = СКОРОСТИ БЕГА в воде. Руками машу чаще, ногами шлындаю чаще, а результата нет... это меня убило...

Решил вскрыть архив, поредактировать параметры - ну наверняка спринт и ходьба там отмечены, как разные параметры. Но я обломился... увы мой ACDC или как его там, не помню, с плагином, вскрывающим gamemlt.xr просто послал меня далеко и надолго, в силу того, что мое ПО функционирует.

Пришлось сносить сей архив с моего клиента, так как самостоятельно я его не могу править по тех.причинам.

Вот в принципе и все. Я в любом случае выражаю свою благодарность товарищу shabalin.vadim45, ибо человек выделился контентом - такого я не видел раньше. Но если кто-то может поправить это дело, то я буду очень доволен и запишу этого героя в список авторов) Соответственно, если этим таки кто-то займется, то будьте вежливы и не забудьте указать того доброго человека, который выложил сюда основу.

Спасибо за внимание)
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Ага
Благодарю, коллега
Обязательно гляну
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
11) Есть ли на локах техники и лекари? Просто и тех и других я увидел в качестве модели игрока, поэтому задался этим вопросом. Странно смотрятся три Вано в одной компашке

Так, вроде все, хватит вас мучить biggrin 
И так кучу написал.
Еще раз говорю, на всякий пожарный, чтоб вы не думали, что я диванный критик, который только всех поливает грязью - это просто критика, самая обычная, к  которой нужно относится ровно, особенно если добрая часть негативных пунктов обоснована. Критика просто дает толчок к правильному пути, выявляет все косяки, чтобы разрабы исправляли все, что накуралесили, чтобы проект стал лучше, так что повторюсь - никого не хотел оскорбить, наоборот желаю успехов в модострое и других аспектах жизни)

Надеюсь этот продукт одного из наших братьев по крови будет развиваться дальше, потому что, на мой взгляд, работа пока не доделана. Вано Сталкер, слышишь? не кидай болт в проект, просто доведи до ума, потому что хороших модов такого рода, на данный момент, очень и очень мало. Так почему бы чутка не поднажать?

Спасибо за внимание)
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
4) Возможно ли здесь общение со сталкерами? Бандиты мимо проходили, но попытки поболтать с ними я не увидел, так что вопрос открыт.

5) Есть ли какие-то квесты? Например чтобы вступить в Долг или Свободу? Артефакты на заказ? Что-нибудь?

6) Пожалуйста поменяйте описание... формулировка не очень удачная, я вам это, как бывший журналист говорю. Можно было, например, написать "В этой модификации в вашем распоряжении будет весь мир ЗП, но теперь, в режиме фриплей, вы можете топтать землю Зоны не в одиночку, как это было раньше, а с несколькими друзьями, которые всегда прикроют вашу спину. В новой сетевой игре вам доступно все то, чем должен заниматься настоящий сталкер: охота, артефакты, странствия по тихим и опасным просторам, множество ощущений, от которых у вас захватит дух в ясный день, ощущений, от которых ваше сердце будет трепетать по ночам. StalkerDVA - добро пожаловать в новый мир"
Хотя бы что-то в таком плане, но... честно говоря... я, наверное, таки погорячился, назвав мир новым - здесь ничего такого особо нового. В общем придумаете вы или возьмете данный сырой пример, сочиненный сходу, мне все равно - делайте как хотите

7) Никто не писал ничего о совместимости с другими модами, типa STCoP WP, AF3, AN4 и куча другого контента в этом духе.

8) Есть ли тут смена суток и погоды, как в singleplayer`е, явления, типа выброса? Работают ли здесь динамические аномалии, как в стандартном mр? Или же тут абсолютно все статично?

9) Где список нововведений? Я уверен, что помимо зомби и изломов тут еще что-то есть

10) Что за трактор стоит на скрине? Он юзабельный, на нем можно покататься или это просто декор?
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Меня интересует три вопроса:

1) Что это был за звук во время погибели? Почему нельзя было воспользоваться ПЫСовской библиотекой, которая уже прописана в сетевой игре? там самая обычная озвучка - фразы простых сталкеров. Пусть это не квадро-нига-уникально, но зато смотрится добротнее. То что я услышал - это банальное баловство. Исправляйте, камрад, ибо это не дело.

2) Я не очень грамотен в области soProject, никогда не приходилось с ним работать, но, я думаю, спавн то там редактируется, так как представленный ролик поверг меня, мягко говоря, в моральную кому. Слишком много монстров на такую маленькую площадку. Я не скажу, что у меня сахар, но у меня это более или менее реалистично выглядит, да и выжить там можно... но здесь... это треш, мэн - у тебя все в кучу, так нельзя. Так что разгребай мутантов по разным углам, распределяй их по территории равномерно, чтоб они не сбивались в кучи, как это делали в билдах. Не, оно, конечно, прикольно со стороны смотрится - стенка на стенку, мясо по полной программе, все дела... Но, коллега, нигде нет метки beta, alpha, pre-realise... на мой взгляд это недоработка, надеюсь, что многие игроки меня здесь поддержат. Без обид.

3) В ролике был показан инвентарь товарища Фы, кажется так протагониста звали, так вот, я хотел узнать - это весь стартовый набор? Нож, болт, бинокль, Макаров и патроны к нему? Серьезно? В ТЧ стартовый набор побогаче будет, далеко не идеал, с учетом кривого распределения урона, но там у Меченного хотя бы в начале есть куртка новичка и аптечку он находит не далеко от спавна, может даже без угрозы жизни по пути. Здесь у нас это... ни еды, ни лекарств... и монстров толпы вокруг... экстримальная Зона однако. Можно броньку не давать, но пару бинтов и аптечку уж можно прописать.
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Но это так, мелочь.
По поводу зомби это сугубо мое мнение, а уж хотите вы его принимать или нет, решайте сами.
15.10.2017
Аватар bestclientmedia
Черт, да вы мододелы издеваетесь? Я, конечно, не хочу никого обидеть, ибо сам солянщик (правда, пока что, безпродуктовый biggrin ) тоже много балуюсь со спавном, всячески пытаюсь воскресить что-то, что встречалось в билдах... Но объясните мне отсталому динозавру - почему вы все пихаете этих гражданских зомбей??? Излом - ради бога, кот - куда ни шло, но тоже можно, карлик - почему нет? Но гражданский зомбак что там забыл? ПЫС замышляла их как работников ЧАЭС, как мне известно, их вырезали просто, чтоб не задевать ни чьих чувств, ибо для некоторых это на самом деле может быть обидным. Но дело даже не в этом... гражданские, судя по книгам, таки посещают ЧЗО, но не в таких огромных количествах. За всю игру ты, по идее, максимум таких вот зомбированных штук десять встретишь, если повезет, а то и еще меньше. Это глупо.
Ладно бы модель заменили - в сталкерском комбезе бы подраном ходил, знаете, эдакий недоснорк. Что-то среднее между обычным зомбированным сталкером и снорком. Но вы же все оставляете ТЧшный-билдовский визуал.
Я не могу...
15.10.2017
Аватар isenbull
20:23
isenbull
В первый играл - сейчас и этот заценим wink
14.10.2017
Аватар isenbull
11:16
isenbull
Тоже подлключаюсь к поиску wink
14.10.2017
Аватар ferr-um
09:41
ferr-um
на эту картинку тыкай - Ссылка
14.10.2017
Аватар ferr-um
09:40
ferr-um
автор удалил ссылку на свой материал ... поэтому уже никак ... ответа на обновление ссылки от автора я так и не дождался ..
14.10.2017
аватар отсутствует
09:40
Mixail228
Как скачать игру?
14.10.2017
аватар отсутствует
09:38
Mixail228
как скачать?
14.10.2017
Аватар ferr-um
22:45
ferr-um
ну а что ты хотел .. моду сто лет в обед .. попробуем восстановить ..
13.10.2017
Аватар isenbull
22:43
isenbull
Скачивание невозможно - нет пирров.
13.10.2017

Экономическая игра

Новинки модов

Solyanka by brock v.0.2
Скачиваний: 0
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 23.10.2017

Три модели наемников
Скачиваний: 17
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 22.10.2017

Повелитель Зоны - SGM 1.7
Скачиваний: 11
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 22.10.2017

АКС-74У из Contract Wars
Скачиваний: 3
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 22.10.2017

Dream Reader DA (Build 1935)
Скачиваний: 14
STALKER - Тень Чернобыля
Добавлено: 22.10.2017


NLC 7. Я - Переосмысление/Rethinking
Скачиваний: 28
STALKER - Тень Чернобыля
Добавлено: 21.10.2017

Лидеры просмотра

Спецназ M.O.D. 2015
Просмотров: 113813
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 22.11.2014

Оружейный аддон из мода Дезертир
Просмотров: 84955
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 05.02.2012

Чит-мод "Спавн меню" для CoP 1.6.02
Просмотров: 71519
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 14.07.2011

S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти - Remake
Просмотров: 66349
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 02.10.2014

Call of Chernobyl - CoC Full version
Просмотров: 58563
STALKER - Call of Chernobyl
Добавлено: 26.09.2015

Sigerous Mod 2.2 + Fix
Просмотров: 53427
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 06.03.2012

Arsenal Overhaul 2.5
Просмотров: 45210
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 26.03.2015

Stalker - ART

foto: S.T.A.L.K.E.R.
foto: S.T.A.L.K.E.R.
foto: S.T.A.L.K.E.R.
foto: S.T.A.L.K.E.R.

Популярные моды

Оружейный аддон из мода Дезертир
Скачиваний: 9117
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 05.02.2012

Чит-мод "Спавн меню" для CoP 1.6.02
Скачиваний: 4978
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 14.07.2011

NPC pack for CoC
Скачиваний: 4835
STALKER - Call of Chernobyl
Добавлено: 14.01.2017

S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти - Remake
Скачиваний: 4348
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 02.10.2014

Повелитель зоны - STCoP Weapon Pack Final
Скачиваний: 3173
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 16.04.2014

Stalker Remake 2.0 Beta
Скачиваний: 2771
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 12.02.2017

Машины
Скачиваний: 2486
STALKER - Зов припяти
Добавлено: 05.03.2012

Рейтинг модов

STCoP Weapon Pack 2.9 - Full version
Рейтинг: 5.0 / 41
STALKER - Зов припяти
Дата: 02.01.2017

Спецназ MOD 2
Рейтинг: 5.0 / 39
STALKER - Зов припяти
Дата: 07.05.2016

Arsenal Overhaul 3.1 Final
Рейтинг: 5.0 / 27
STALKER - Зов припяти
Дата: 06.12.2015



Remake 2 - Full Version
Рейтинг: 5.0 / 18
STALKER - Зов припяти
Дата: 30.08.2017

New level game 0.4 - Final
Рейтинг: 5.0 / 17
STALKER - Зов припяти
Дата: 24.02.2016

Разное

онлайн пользователи

Гостей:

Пользователей:

Качают:

Скорость: kb/s
Подробности

ferr-um ☣  3vtiger UA granddiggernick Бармен ☣  шкипер RU vasilev-1955 ☣  vert BE ☣  Koza4ena UA ☣  Дмитрий RU ☣  DanteZ RU godha ☣  Terreks BY zhiruhinalexej ☣  StalkerNest RU ☣  mosey RU ☣  tiger666 BY Dmitry8365 ☣  Тихий0961 RU ☣  Штакет88 RU ☣  Arax RU ☣  Anderson RU vaas7482 наемник6092 ukyy99 ☣  svi_042 RU artemgrob ☣  Prosto_Batya777 BY xujipik ☣  Fox-rpg RU ☣  Insurgency RU ☣  ChukhovRed RU bloodone jacobatwater21 ☣  змей13 RU ashotpogosyan2000 liambda ☣  Monolit9622 RU sergafo778 miron_ryazancev ☣  holms30 UA perantsev2015 ☣  maha18 RU brock dencik0386 ☣  Hesh RU ☣  Ололоша5244 RU ☣  linex UA ☣  andrei7810 KZ izhakdmitri2004 toporkovnikita ☣  hors2170 RU ☣ [Полный список]


Зарегистрированных
 Всего:
 60470
 Новых за месяц:  2303
 Новых за неделю:  426
 Новых вчера:  86
 Новых сегодня:  9

advertising block

advertising block

advertising block

Please enable / Bitte aktiviere JavaScript!
Veuillez activer / Por favor activa el Javascript![ ? ]